Иногда чужие истории помогают понять в себе что-то важное, посмотреть на ситуацию со стороны, вспомнить, задуматься, возможно, увидеть чужими глазами свою историю. Вашему вниманию три фильма на тему алкоголизма. Все три об одном и все совершенно разные.
«Кино-вино» — так я назвала новую рубрику, в которой буду писать про фильмы, связанных с алко-темой.
«Когда мужчина любит женщину», 1994, драма.
Это классика. В центре сюжета буколистически-самоотверженный муж-пилот-и-спасатель (Энди Гарсиа) и классическая жена-алкоголица (Мег Райан) — его работа, их семья, их дети и алкоголь, который все разрушает. Спасение приходит от всемогущих чип-энд-дейлов АА — сначала я даже подумала, что это они заказали фильм, но потом прочитала, что это не так.
Смотрела с удовольствием — обожаю фильмы 90-х из-за одежды, атмосферы, но эмоционально фильм, конечно, непростой — многое отзывается. Актеры прекрасные + раскрывается проблема созависимости, героиня Мег Райан демонстрирует типичное поведение, внутреннее устройство групп АА и Аланон, психологические травмы, которые получают дети алкоголиков — все это очень нужно и важно, так что рекомендую к просмотру.
«Уитнейл и я», 1987, черная комедия.
Я бы не назвала этот фильм 100%-й комедией. Вообще затрудняюсь определить жанр. Он такой… просто кусочек настоящей жизни. В чем-то безумной, забавной и, вместе с тем, драматичной. Возможно, в 69-м жизнь не могла быть другой) Тем более, когда ты срываешься из Лондона и едешь черт-знает-куда в гости к дяде покутить и расслабиться. Морали о том, что пить вредно в этом фильме точно не будет. Зато будет ощущение той совершенно дурацкой свободы, бессмысленности бытия и тотального наслаждения моментом здесь-и-сейчас — ощущения доступного, возможно, лишь алкоголикам и просветленным.
Один из моих любимых фильмов, хотя кто-то другой, возможно, не найдет в нем ничего особенного.
Снят при финансовой поддержке компании HandMade Films Джорджа Харрисона, в фильме звучит одна из самых прекрасных песен Джорджа «While My Guitar Gently Weeps» .
Режиссерский дебют писателя, актера, режиссера и сценариста Брюса Робинсона, снятый им по мотивам собственного неопубликованного автобиографического романа. В 2011 году Робинсон снял «Ромовый дневник» по Х-С. Томпсону.
Далее — отрывок интервью Роберта Чалмерса, «The Independent», 2011.
«Уитнэйл и Я» воплощает одно из популярных (и ошибочных) британских убеждений о том, что есть любопытное благородство в искусстве жизни запойных пьяниц. Он выражает настолько извращённое чувство героизма, что на его фоне Великий Побег — гораздо более ортодоксальная форма храбрости. Одержимость «Уитнэйл и Я» вдохновляет каждое новое поколение адептов богемы называть его «культовым фильмом» — описанием, недостойным шедевра, чьи диалоги движутся тем, что Кевин Джексон назвал «свирепой словесной избирательностью», гранича, как часто писал Брюс Робинсон, с поэзией.
Сам Робинсон бросил употреблять алкоголь восемь лет назад. «Я пил так много, что это угрожало самому важному в моей жизни — семье. Я уходил туда», — Робинсон указывает в направлении кабинета и библиотеки, в отдельном здании, через двор, — «и приканчивал первую бутылку красного уже к 10 утра. Я пил по четыре-пять бутылок в день».
«Насколько я понимаю, это несколько превышает уровень, рекомендованный правительством на неделю».
«Действительно», — прерывается Робинсон, — «около 17 000 грёбаных бутылок. Я приезжал сюда, как жирный призрак, полностью опустошённый, каждую ночь. В итоге я отправился к Анонимным Алкоголикам. Не брал в рот спиртного шесть с половиной лет». Но за последние пару лет он выпил немного вина. «Причиной, по которой я запил опять», — говорит он, — «стал «Ромовый Дневник».
Когда я начал сценарий «Ромового Дневника», — говорит Робинсон, — я боролся за пикантность, которую, как мне казалось, нашёл в «Уитнэйле». Сидел перед пишущей машинкой с 6,5 лет абстиненции за плечами. И из-за этого названия — «Ромовый Дневник» — творческая часть меня говорила: «ВАЛЯЙ!» Голос же Анонимного Алкоголика твердил: «НЕ СМЕЙ!». В результате я не мог написать ни строчки. Ничего, ничего, ничего…»
В отчаянии, объясняет он, «я сказал Софи (жене): у меня не получается. Может, это оторванность от алкоголя, может, я вообще не могу писать без него? И, благослови её Бог, она сказала: «Ну, немножко-то можно». После этого я написал сценарий очень быстро. Но я держался за вино, как за лекарство. Выпивал бутылку в день. Когда закончил сценарий, вернулся к полной трезвости».
После старта съемок фильма он уехал на год — в Пуэрто-Рико, Мексику и Голливуд. «Когда я начал работать с Джонни, он сказал: «Ты не против, что я пью?» Я сказал: «Нет, но я пить не собираюсь, так почему бы и тебе постараться не пить во время съёмок?» Джонни не пил вообще, весь фильм. Он выглядит там лучше, чем когда-либо: ослепительно красивым».
Потом, в один прекрасный день, вспоминает Робинсон, «мы были в местечке под названием Фахардо. В два утра там 38 градусов по Цельсию и очень влажно. Все взмокли от пота. Один из техников пришёл с ящиком льда, полным бутылок «Короны». Я сказал: «Джонни, это ничего не значит». И потянулся за «Короной».
«А потом?»
«Имела место дикая пьянка. Я вернулся к трезвости потом, когда уже не был рядом с Джонни».
«В те дни, когда вы пили запоем», — спрашиваю я, — «вы были близко к смерти?»
«Я упал с пятиэтажного дома в Кэмден-тауне — я отскочил от края крыши и водосточный жёлоб распорол мне ногу к югу от… короче, три дюйма выше и я лишился бы многого. У меня остался огромный шрам. Я рухнул, истекая кровью. И машины», — добавляет Робинсон. – «Я попадал в ужасные переделки в машинах».
Несколько лет назад здесь, на ферме, он выбежал за вином. «Я сел в машину, чтобы поехать и купить добавки. В зеркале заднего вида я увидел серебристый мини-вэн прямо за собой. Я ускорился — он тоже. Мы катимся с холма, он за мной впритык, так что я ударил по тормозам, чтобы помять урода. Он удачно притормаживает, и продолжает агрессивное преследование. Я подумал: «Ах ты ж дрянь, сейчас тебя уделаю». Останавливаюсь и выхожу, ослеплённый злобой. И только тогда понимаю, что к моей машине прицеплен трейлер с лошадьми Софи. Тащил за собой двух перепуганных лошадей, в тотальном шоке. Это им не особо понравилось».В голосе Робинсона звучит признание того, что эти эпизоды, по меньшей мере, и трагически, и смешны.
«Сегодня я могу себе позволить лишь бокал вина, в крайнем случае. Я вернулся обратно к АА. Но я могу насладиться этим бокалом без одурения».
Имхо, наслаждаясь вином, Б.Р. играет с огнем. На «Короне» не научился.
Пьянь, 1987, драма.
Говорят, Шон Пенн так хотел сыграть главную роль в фильме «Пьянь», что готов был сниматься бесплатно.
Говорят, Мики Рурк выбил себе два передних зуба, чтобы органичней смотреться. Даже говорить не стоит: Мики в этой роли весьма органичен. Прямо самого себя играет. Или не играет вообще.
«Пьянь» — драма французского режиссёра Барбета Шрёдера по автобиографическому роману писателя Чарльза Буковски. Будни писателя Хенри Чинаски, который нашел свою правду в бутылке и ему хорошо. И ничего другого не надо.
Мики Рурк в интервью Esquire: У меня было все. И я все просрал.